Санкт-Петербург
Невский проспект, дом 74-76
Eжедневно
с 10:00 до 21:00
8 800 555-82-04
звонок бесплатный
Санкт-Петербург
Невский пр., 74-76
Eжедневно
с 10:00 до 21:00
8 800 555-82-04
звонок бесплатный
Иллюзионы Герона Александрийского
_____В древних легендах говорится, что многие технические чудеса создал бог огня и покровитель кузнечного ремесла Гефест. Он создал себе в качестве помощников золотых механических слуг,наделенных даром речи и разумом. Гефест имел во дворце набор столов на трех ножках с золотыми колёсиками. Они могли передвигаться сами по себе и, как послушные собачки, следовали за ним для встречи богов или по его приказу возвращались во дворец.

_____В одной и древнегреческих легенд повествуется о том, как верховный бог Зевс поручил защищать остров Крит "медному великану" по имени Талос, которого выковал бог ремесел Гефест. Талос был цельнометаллическим, с рогатой головой и имел одну-единственную кровеносную артерию, проходившую сквозь тело с головы до пят, где ее затыкал "медный гвоздь". Гигант обходил остров, отгонял чужие корабли, кидая в них камни, и громко выкрикивал законы царя Крита Миноса. Когда однажды на Крит задумали высадиться враги, Талос начал "полыхать красным огнем", которым отогнал захватчиков. Однако колдунье Медее удалось перехитрить его "Фальшивыми видениями" и вынуть гвоздь из артерии. Черная маслянистая "кровь" вытекла, и Талос утратил свою силу.

_____Какими бы фантастическими ни казались создания бога Гефеста, они воплощали мечты некоторых древнегреческих инженеров.

______Немало автоматов, поражающих воображение даже современных людей, создал талантливый механик, инженер, математик Герон Александрийский
( I век до н.э.).

_____Герон обладал блестящей способностью к изобретению завораживающих , озадачивающих и поразительных механических существ. Его конструкция автоматических храмовых дверей была настоящим подарком для египетских жрецов, которые столетиями прибегали к использованию различных эффектов ради укрепления своей власти и авторитета.

_____Пользуясь относительно простыми принципами механики, Герон изобрел устройство, "волшебным" образом открывавшего двери небольшого храма, когда жрец зажигал огонь на алтаре перед входом. Огонь нагревал воздух в верхней части скрытого под алтарем металлического шара, наполненного водой. Затем вода выталкивалась через сифон в огромную бадью. Подвешенная на цепях бадья опускалась, включая в работу систему шкивов и противовесов, которые поворачивали потяжелевшие двери на шарнирах.

_____Когда огонь на алтаре угасал, в результате быстрого охлаждения воздуха в шаре вода всасывалась обратно через сифон. Опустевшая бадья возвращалась наверх, приводя в обратное движение систему шкивов, и двери торжественно закрывались. За исключением алтаря, все необходимые приспособления были скрыты в помещении под дверями храма.

_____"Волшебный" храм с самооткрывающимися дверями привлекал огромные толпы верующих. (Рис. 5)

Рис. 5
_____Чрезвычайно много получил от гениального инженера и театр - одно из любимейших зрелищ греков. Являясь сам по себе замечательным изобретением, театр античных времен, где часто проходили и выступления иллюзионистов, воплотил множество идей. Древние греки разработали большинство известных в наше время основных сценических приспособлений. Уже в V веке до н.э., на сценах устанавливались краны, с помощью которых актеры, игравшие богов, появлялись парящими над сценой. В комедии Аристофана "Мир" персонаж по имени Тригей поднимается в небеса на спине гигантского навозного жука. Устраивались специальные люки в полу, через которые актеры могли неожиданно появляться и исчезать.

_____Герон создал театральный механизм для воспроизведения громовых шумов: если потянуть за веревку, откидывается крышка люка, через который бронзовые шары с верхнеей площадки падают на металлические вывступы внутри желоба, а потом с грохотом скатываются на латунный лист в нижней части устройства. (рис. 6)



Рис. 6
_____Кулисы часто делали из вращавшихся на осях деревянных призм, стороны которых были разрисованы различными сценами. Вот как описывает их использование Витрувий.

_____"Когда нужно сменить пьесу или когда в сопровождении внезапных ударов грома должны появиться боги, устройства поворачивались, и перед зрителями представала совсем другая сцена".

_____Герон с особым интересом занимался сценическими приспособлениями. Он придумал "магические" четырехколесные стойки - автоматические приспособления, выезжавшие на арену и совершавшие сложные маневры по мановению руки артиста.

_____Другие приспособления создавали иллюзию механизмов, волшебным образом наделенных собственной жизнью.

_____Некоторые механизмы Герона удивительно напоминают самодвижущиеся треножники бога Гефеста. Это были стенды на колесах, "самостоятельно" передвигающиеся по сцене. На самом деле стенды двигались под воздействием силы тяготения.

_____В центре устройства находился отсек А, заполненный зерном. КОгда пробку в дне открывали, зерно высыпалось вниз в отсек Б. По мере опорожнения верхнего отсека большой груз В, лежавший на зерне, опускался, натягивая веревку на шкивах Г и поворачивая колеса Д. Таким образом стенд приходил в движение (рис. 7). Приспособление было похоже на гибрид заводной игрушки и гигантских песочных часов. Гениальность Герона заключалась в удачном сочетании двух этих элементов.


Рис. 7
_____Самодвижущийся стенд был основным звеном в некоторых более сложных приспособлениях Герона. Он сконструировал различные виды стендов, способных перемещаться по кругу, под прямым углом,восьмеркой или даже изменять направление и двигаться в обратную сторону. Стенды могли перевозить кукол, которые, как и весь механизм, приводились в движение спускавшимися грузами.

_____Самым сложным проектом Героны был миниатюрный театр на колесах, который самостоятельно выкатывался на зрительную площадку перед началом представления. Двери открывались и закрывались, на крошечных алтарях зажигался огонь, а механические фигурки то появлялись, то исчезали.

_____Герон проектировал и стационарные театры, где предусматривалось более сложное движение кукол благодаря экономии энергии и отсутствию системы шестерен, необходимой для перемещения всего механизма. Вместо зерна использовался песок. Он сыпался медленнее, и представление двигалось дольше.

_____Один миниатюрный театр был запрограммирован на постановку целого спектакля под названием "Навплий", повествующего о трагедии, разыгравшейся после Троянской войны. Сын царя Навплия был несправедливо обвинен в измене своим товарищам по оружию Аяксом и забит камнями до смерти. Навплий решил отомстить с помощью богини Афины. Когда занавес поднимался, было видно, как работали молотками и пилами механические фигурки нимф, ремонтировавших корабль Аякса.

_____Грузы, подвешенные к большому колесу, вращали его таким образом, что колышки захватывали и опускали один конец рычага. Это приводило к подъему другого конца, к которому была прикреплена руки нимфы с молотком. КОгда колышек прокручивался дальше, рука опускалась и наносила удар, а потом снова поднималась при помощи следующего колышка (рис. 8).


Рис. 8
_____"При этом поднимается большой шум, писал Герон, - словно идет настоящая работа". Через некоторое время двери закрывались и вновь открывались для второй сцены: спуска корабля на воду. Третья сцена начиналась в открытом море. Появлялся плывущий под парусами в развернутом строе греческий флот. В воде резвились дельфины. Потом на море поднимался шторм, и корабли спускали паруса. Двери закрывались и открывались вновь. КОрабли исчезали, а сцену заливал свеот от установленного Навплием маяка, который освещал грекам дорогу к бесславной смерти на прибрежных скалах. Богиня Афина, одобрявшая этот поступок, стояла рядом. В заключительном акте зрители видели потерпевший крушение корабль. Аякс барахтался в воде, тогда как Афина поднималась в небеса. Гремел гром, богиня метала молнии прямо в плывущего Аякса, который в конце концов исчезал в бурных водах.

_____Герон с увлечением рассказывал о сценических эффектах и подробно объяснял, как любое действие, от ныряния дельфинов до работы нимф, осуществлялось скрытыми механизмами. Все устройство приводилось в действие грузами. Только спустя два тысячелетия появились микропроцессоры. В пределах технических возможностей своего времени Герону удалось осуществить эффективное программирование простейших автоматов, которые изумляли и приводили в восторг публику.


Материалы для статьи: В.Т. Пономарёв "Лучшая книга знаменитых фокусов". с. 21-24. Издательство "Сталкер" 2007г.
It's totally free